Ученые из Рочестерского университета (University of Rochester) создали алгоритм воспроизведения живой музыки из файла размером в 1000 раз меньше, чем файл с записью этой музыки в формате MP3. В основе новой алгоритма лежит две виртуальных физических модели – музыкального инструмента и самого музыканта.
Профессор Марк Бокко (Mark Bocko) решил синтезировать звук
не на основе воспринимаемых ухом звуковых колебаний, а из событий, которые
происходят в источниках звука. Основным предметом исследования стал
классический духовой инструмент кларнет (на нем играл Сквидворд из мультсериала
«Губка Боб - Квадратные штаны»). Два аспиранта – Сяо-Сяо Донг (Xiaoxiao Dong) и
Марк Стерлинг (Mark Sterling) – под руководством профессора Бокко разработали
модель, которая охватывает все аспекты извлечения звуков из кларнета: движение
воздуха вo рту музыканта, резонанс звука вo рту музыканта и внутри инструмента,
влияние аппликатуры (расстановки пальцев), а также распространение звука от
музыканта и инструмента к слушателю.
В результате проделанной работы удалось создать программу,
которая слушает игру на кларнете и определяет – какие действия должен совершать
музыкант для получения тех или иных звуков. В итоге получается файл, при
воспроизведении которого физическая модель инструмента и музыканта не просто
повторяет записанный звук, а выполняет те же действия, что и реальная связка
«инструмент-музыкант». В частности, ученые продемонстрировали 20-секундное соло
на кларнете, записанное живым музыкантов и воспроизведенное на компьютере
объем файла составил менее килобайта, а звучание было максимально близким к
оригинальному, хотя и отличалось на слух.
Строго говоря, новый алгоритм сжатия музыки не является
таковым, поскольку по своей сути ближе к технологии MIDI, но если в MIDI звучание
инструмента воспроизводится с помощью записанных образцов звучания инструмента,
то в новом алгоритме воспроизводится точная физическая картина извлечения звука
из инструмента. В итоге получается, что компьютер выступает в роли модели
музыканта, играющего по записанным нотам на физической модели предложенного
инструмента.
Теоретически, можно обеспечить бесконечно близкое
приближение к исходному звуковому ряду, в том числе и вокальному, но у любого
музыканта в разные моменты исполнение будет слушаться по-разному. Так и
компьютерный виртуальный музыкант вряд ли сможет совершенно точно повторить
записанное исполнение, пишет www.physorg.com.
|