Графические презентации PowerPoint пользуются огромной
популярностью среди различных групп пользователей, включая преподавателей и
бизнес-специалистов. Неотъемлемым атрибутом презентаций PowerPoint являются
анимированные элементы, которые не только оживляют статичные слайды, но и, как
считается, способствуют более эффективному усвоению предлагаемых материалов. Однако
группа американских ученых провела исследование, результаты говорят обратное.
Одним из наиболее частых сценариев использования анимации является
предоставление зрителям той или иной информации небольшими порциями. К примеру,
если в демонстрируемом слайде рассматриваются четыре разных аспекта обсуждаемой
темы, то соответствующий текст и изображения могут выводиться на экран
постепенно. Таким образом, преподаватели могут подробнее остановиться на каждом
аспекте и дать студентам время на усвоение очередной порции информации. Альтернативный
подход предполагает вывод информации на экран «одним куском» и требует
развернутого устного комментария.
Организаторы исследования создали отдельную презентацию PowerPoint
и удалили из нее всю анимацию (в оригинале в каждом кадре с среднем присутствовало
3,4 анимированных элемента). После этого исследователи записали звуковое
сопровождение и наложили его на обе презентации. Таким образом, в их
распоряжении оказались две совершенно идентичные презентации, единственное
отличие между которыми заключалось в наличии анимации. За пять недель до
эксперимента ученые предложили студентам пройти небольшой экзамен для
предварительной оценки их уровня знаний по изучаемой теме. После проведения
презентации авторы повторно опросили зрителей.
Изучив результаты повторного тестирования, исследователи
пришли к выводу, что обе презентации повлияли на уровень подготовки студентов.
До проведения презентации количество правильных ответов составляло примерно 40 процентов.
Анимированная презентация позволила повысить этот показатель до 71 процента, а вот
ее статичная версия продемонстрировало повышения уровня осведомленности
студентов до 82 процентов. Тест состоял из восьми заданий и лишь с одним из них
группа, ознакомленная с анимированной презентацией, справилась лучше соперников.
Результаты исследования не стали для организаторов большим
сюрпризом. Ученым давно известно, что картинки или звуки, не имеющие
непосредственного отношения к теме занятия, способны оказать негативный эффект
на усвоение материала. Открытием стал тот факт, что элементы анимации, главной
задачей которых является усиление концентрации внимания, на самом деле мешают
зрителям сосредоточиться. Разумеется, разница в показателях не слишком
значительна для того, чтобы призывать разработчиков презентаций к полному и
бесповоротному отказу от анимации. Однако, для многих специалистов эта
информация может оказаться полезной.
Полный отчет о проводимых исследованиях будет позже
опубликован в научном периодическом издании International Journal of Innovation
and Learning.
По материалам сайта ArsTechnica.
|