Ученые из Оксфордского университета (Великобритания)
представили «умный» автомобиль KITT, способный самостоятельно принимать решения
в ходе движения, исходя из окружающей обстановки. Новое транспортное средство,
созданное на базе военного автомобиля «Wildcat» компании BAE Systems, позволяет
обходиться без спутниковой навигации, улучшить точность ориентирования на
местности, снизить объем выхлопных газов, а также может самостоятельно
интерпретировать текущую дорожную ситуацию, учитывая расстояния до препятствий
и возможные намерения других участников движения.
Машины-роботы существуют уже давно, взять хотя бы
«робомобили», участвовавшие в конкурсе Grand Challenge, о котором мы писали пять лет
назад, или недавно
представленный робомобиль компании Audi. Тем не менее, разработка
британских ученых имеет важные отличия от предыдущих, особенно в части
прогнозирования поведения других машин, пешеходов и прочих объектов на дороге.
Решить эту сложную задачу помогает масса датчиков, собирающих информацию об
окружающей обстановке – видеокамеры, радары и лазерные дальномеры.
Как говорит профессор Пол Ньюман (Paul Newman) из отделения
технических наук Оксфордского университета: «Только полное понимание окружения
позволяет автомобилю двигаться совершенно самостоятельно, без обязательного
вмешательства человека». Новое поколение робомобилей призвано взять на себя
работу по концентрации внимания и обдумыванию дальнейших действий на дороге.
Особенную пользу робот-водитель может оказать в пробке, когда вместо
утомительного отслеживания других автомобилей водитель может посмотреть
передачу, которую пропустил накануне (из-за пробок), побеседовать через
Интернет со своими близкими, почитать книгу или ответить на электронную почту.
Вопрос повышения безопасности движения и борьбы с пробками
довольно остро стоит в Великобритании: по оценкам парламентской комиссии, в
следующие 15 лет потери от пробок могут увеличиться до 23-24 миллиардов фунтов
стерлингов в год. Кроме повышенной эффективности перевозок за счет
оптимизированной доставки пассажиров и грузов, автоматизированные автомобили
могут серьезно улучшить ситуацию с безопасностью – слишком много людей гибнут и
получают увечья в дорожных авариях из-за невнимательности и грубых ошибок
водителей.
В отличие от промышленных роботов, которые работают на
фабриках или в портах, автономные автомобили не могут полагаться на
соответствующую инфраструктуру – маяки-отражатели, специальную разметку,
направляющие кабели и специальную сеть управления – слишком дорого обойдется
переоборудование дорог общего пользования. Новый проект ученых из Оксфорда, созданный
при сотрудничестве с военно-промышленной корпорацией BAE Systems и известной
японской компанией Nissan, стал одним из первых проектов по выводу
роботов-автомобилей на обычные дороги. Фундаментом новой системы
автоматизированного вождения, разумеется, стал мощный комплекс для обработки и
интерпретации всех данных с лазерных радаров и камер прямо на борту автомобиля.
За сбор информации в новом робомобиле отвечают вращающиеся
лазерные 3D-сканеры на крыше, выполняющие десятки тысяч измерений в секунду для
построения трехмерной модели окружающей обстановки, а также стереоскопическая
видеокамера высокого разрешения, снимающая по 20 полных кадров в секунду. На
переднем бампере справа и слева закреплено еще два лазерных сканера для
слежения за дорожным покрытием и препятствиями. Обработкой данных занимается
компьютер с 16 ядрами и огромным объемом оперативной памяти – порядка 2
терабайт.
По словам профессора Ньюмана, сыгравшего одну из ключевых
ролей в проекте KITT, хорошая новость заключается в том, что будущее становится
не таким уж мрачным – по крайней мере, человечество не погрязнет в пробках и
дорожных авариях. Роботы-автомобили, как показывают новые разработки, вполне
могут справиться с задачей по безопасной доставке пассажиров и грузов из точки
А в точку Б, принимая нелегкую работу водителя на свои плечи.
По материалам сайтов PhysORG и Daily
Mail.
|