Постановление правительства о сборе 1% стоимости физических носителей информации в пользу правообладателей принято почти два месяца назад. Но формула, по которой будут поделены деньги, пока не выработана.
Российский союз правообладателей (РСП), получивший государственную аккредитацию на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, пытается выработать формулу распределения собираемых средств среди авторов. 1% от стоимости физических носителей информации может составить до $200 млн ежегодно.
Общий принцип распределения доходов определен. Советом РСП установлено, что на покрытие собственных расходов будет удерживаться не более 15% от собранных средств. Остальные 85% будут распределяться между правообладателями в пропорции: 40% — авторам музыки и кино, 30% — исполнителям, еще 30% — изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений. Но как конкретно будут делиться деньги, кто из авторов и исполнителей может претендовать на часть собранных средств, и какова эта часть, пока не ясно.
«Основные теоретические положения должны быть разработаны до конца года Исследовательским центром частного права. Задача ведь поставлена —разработать чуть ли ни новую конвенцию об авторском праве. Юристы тоже люди, и тоже люди довольно творческие. Если юридическая муза не посетит, то процесс может затянуться», — сказала в интервью Екатерина Чуковская, заместитель министра культуры РФ. Представители правообладателей уверены: разрабатываемая формула должна учитывать и телевизионные рейтинги, и рейтинги кинопроката, и степень популярности контента в сети.
Екатерина Чуковская прокомментировала и величину расходов РСП, которые составляют 15%, или до $30 миллионов в год: «Существует иллюзия, что это огромные деньги. На самом деле, огромный труд – эти деньги собрать». Впрочем, председатель совета директоров Российского авторского общества (РАО) Сергей Федотов выразил уверенность в том, что процент средств на обеспечение деятельности представителей правообладателей будет снижаться. На вопрос, много ли последователей оказалось у инициаторов акции «30 копеек для Михалкова», которую в знак протеста организовали недовольные новым сбором блогеры, Сергей Федотов ответил: чистые болванки и деньги прислали двадцать восемь человек.
Екатерина Чуковская считает, что без развития авторского права невозможна не только интеграция в мировое сообщество, но и элементарная защита интересов наших правообладателей за рубежом. Заместитель министра культуры РФ утверждает, что нельзя криминализировать общество, обвиняя каждого в пиратстве. Необходимо найти такую схему, при которой сбор вознаграждения для авторов будет простым и удобным, потребители не будут конфликтовать с законом, а интересы правообладателей будут защищены. Пока формула раздела вознаграждения между авторами не разработана, единственным способом поддержать авторов-пенсионеров остается выделение именных грантов. Именно так удается оказывать финансовую поддержку пожилым композиторам и исполнителям.
Впрочем, сами правообладатели настроены гораздо решительнее, чем их представители и чиновники министерства культуры РФ. Кинорежиссер и актер Федор Бондарчук заявил, что нелегальные копии фильма «Обитаемый остров» были скачены с торрентов в первые дни проката более миллиона раз. Режиссер считает, что нелегальное потребление контента наносит удар по доходам правообладателей.
Генеральный директор студии «ТРИТЭ» Леонид Верещагин заявил, что канал заменит собой продажи DVD и в будущем станет единственным каналом доставки контента для домашнего просмотра. «Но введение сбора с физических носителей не отменяет борьбу с пиратством», — подчеркнул Леонид Верещагин. Бороться с пиратством любых масштабов нужно, даже если оно минимально. «Если багажник вашей машины без вашего ведома приоткрыли чуть-чуть, — вам неприятно? – поинтересовался предприниматель, — вот и нам неприятно, когда скачивают контент, правами на который мы владеем».
Источник:
infox.ru
|