Британский кинопродюсер Питер Кац (Peter Katz) провел
эксперимент по исследованию реакции зрителей на отдельные эпизоды фильма
ужасов. Этот эксперимент, в ходе которого нейрофизиологи сканировали активность
мозга, может стать первым шагом к количественной оценке эмоциональной
составляющей фильма.
Индустрия массовых развлечений и зрелищ находится в
непрерывном развитии. Если для успеха очередного спектакля в XVIII веке нужно
было изобрести новую театральную машину, то зрителя XXI века нужно тянуть в
кинотеатр буквально клещами – голливудские бюджеты становятся все больше,
изобретаются новые трехмерные технологии. Тем не менее, производство фильмов до
сих пор отличается высоким риском, потому что целевая аудитория далеко не
всегда реагирует на фильм так, как этого хочется создателям.
Большинство крупных кинопроектов используют технологию
тестовых прокатов. Специально отобранные фокус-группы зрителей просматривают
несколько вариантов монтажа будущей ленты, а затем заполняют опросные листы.
Питер Кац решил отойти от привычной схемы опросных листов и оценить реакцию
фокус-группы количественно, а не качественно. Предполагая, что зритель при
заполнении опросника может руководствоваться субъективными соображениями, Кац
решил применить «инструментальный контроль» - компьютерный томограф помог
исследователям точно узнать, какие эмоции испытал зритель в тот или иной момент
просмотра.
В ходе эксперимента ученые измеряли активность
миндалевидного тела – это часть мозга, отвечающая за несколько сильных эмоций,
включая страх. Для сканирования мозга Кац привлек ученых из калифорнийской
компании Mindsign Neuromarketing (название можно перевести, как «мыслезнаковый
мозгомаркетинг»). Магнитно-резонансный сканер позволил увидеть моменты
активации миндалевидного тела и измерить степень возбуждения. Для любопытных
технология таких исследований носит название fMRI (Functional Magnetic
Resonance Imaging – функциональное магнитно-резонансное исследование).
Интерес кинематографистов к нейрофизиологии можно считать
закономерным – вкладывая огромные деньги в производство фильма, они хотя
получить максимальную отдачу именно от проката в кинотеатрах, в том числе в
трехмерном виде. Выпуск фильмов на дисках не приносит такой прибыли, как прокат
в залах. Кстати, известный режиссер Джеймс Кэмерон (James Cameron), который
создал оскароносный «Титаник» с Леонардом ДиКаприо и Кейт Уинслет, отметил, что
трехмерные фильмы активируют в мозгу зрителей гораздо больше нейронов, чем те же
фильмы, но показанные в обычной, «плоской» форме. Количественное измерение
эмоций на примере фокус-группы, как надеются продюсеры, поможет точнее
позиционировать высокобюджетные ленты, такие как «Аватар» (лента Джеймса
Кэмерона, которая должна скоро выйти во всемирный прокат в трехмерной форме).
Еще одним важным аспектом в коммерческой судьбе
высокобюджетных картин стали социальные сети. По словам Каца, люди все чаще
опираются не на мнения критиков, а на отзывы своих друзей в Сети. Один
негативный отзыв авторитетного блоггера может привести к полному провалу фильма
в прокате, так что боссы Голливуда будут уделять гораздо больше внимания
зарабатыванию положительного имиджа у пользователей социальных сетей и систем
микроблогов.
Подробнее об экспериментах киноиндустрии по количественной
оценке впечатления зрителей от фильма можно прочитать в статье на сайте CNN.
|