Уолтер Айзексон (Walter Isaacson), биограф недавно умершего
сооснователя и харизматичного лидера компании Apple, рассказал, откуда появился
знаменитый и неизменный на протяжении многих лет имидж Джобса – джинсы,
водолазка и кроссовки. Ранее эта история уже была частично известна, но только
сейчас обнаружились глубокие японские «корни» этого узнаваемого образа.
Как известно поклонникам марки с надкушенным яблоком, Стив
Джобс в последние годы появлялся исключительно в джинсах модели Levi’s 501,
кроссовках New Balance и водолазке St. Croix. Немногие, однако, знают, что этот
гардероб, сделавший Джобса самым узнаваемым генеральным директором в мире,
придумал известный японский дизайнер Иссеи Мияки (Issey Miyake), причем
довольно давно.
История черной водолазки и джинсов началась, когда Джобса
считали в своей компании одним из корпоративных сумасбродов. Как пишет
Айзексон, сотрудники Apple нередко потрунивали над решениями своего босса по
организации корпоративного дресс-кода и фирменного стиля. В какой-то момент
Джобсу пришлось ввести свою личную униформу на базе форменных рубашек, которые
носил дизайнер Иссеи Мияки.
К решению надеть такую же рубашку, как Мияки, Джобс пришел
не сразу – в начале 1980-х годов Джобс был в Японии, где спросил Акио Мориту (Akio
Morita), легендарного руководителя компании Sony, почему абсолютно все на
фабриках носят униформу. Морита рассказал Джобсу, что после Второй мировой люди были настолько бедны, что большие компании, такие
как Sony, вынуждены были выдавать свои сотрудникам хоть какую-нибудь одежду, чтобы
те могли ее носить на работе. За много лет униформа приобрела
свой собственный отличительный стиль, особенно в Sony и других подобных
компаниях мирового уровня. Кроме того, униформа стала еще одним способом привязать
работника к компании. По словам Айзексона, Джобс вспоминал: «Я решил, что хочу
внедрить такую привязку для Apple».
Компания Sony, известная своим стремлением соблюдать стиль
во всем, наняла для разработки своей униформы дизайнера Иссеи Мияки. Мияки создал
куртку из нейлоновой ткани рипстоп, причем рукава у нее можно было
отстегнуть – они крепились на застежке-«молнии». Получавшаяся после отстегивания
рукавов жилетка так понравилась Джобсу, что он позвонил Мияки и попросил
придумать дизайн аналогичной жилетки для Apple. Джобс вернулся из Японии с
несколькими образцами жилетки и призвал свех сотрудников надеть эту униформу. После
этого предложения Джобсу пришлось уйти со сцены под оглушительный свист - новую
идею возненавидели все сотрудники сразу.
Тем не менее, в процессе работы над униформой для своих сотрудников
Джобс подружился с Мияки и стал навещать его регулярно. В какой-то момент Джобсу
пришла в голову идея сделать униформу для себя лично – из соображений повседневного
удобства, а также, чтобы иметь возможность передать собственный стиль. В итоге Джобс
попросил Мияки сделать нечто вроде собственной рубашки, а Мияки сшил целую сотню
таких водолазок, которые в США называют «turtleneck» («черепашья шея»). Айзексон
пишет в своей книге, что Джобс лично показал ему целую стопку таких водолазок в
кладовке. Вот что я ношу», - сказал Джобс: «Того, что у меня есть, мне хватит
до конца жизни».
Книга Уолтера Айзексона под названием «Стив Джобс» должна
выйти до начала ноября текущего года.
По материалам сайта Gawker.
|