Британская компания Light Blue Optics разработала новое
проекционное устройство, которое позволит значительно расширить сферу
применения проекционных дисплеев. Размеры нового устройства, построенного на
основе так называемого голографического проецирования, будут значительно
меньше, чем проекционные системы в современных автомобилях и самолетах. По
заявлению разработчиков, новый проектор позволяет отображать наложенную информацию
даже в боковом зеркале заднего вида.
Проекционные дисплеи давно заняли прочные позиции в разных
сферах человеческой жизни. Такие системы устанавливаются в скоростных
истребителях для отображения информации на лобовом стекле, а также на некоторых
дорогих моделях автомобилей. Несмотря на все их удобство, нынешние системы
занимают слишком много места, чтобы быть доступными для массового потребителя.
Так, в машинах специальной серии BMW 5 объем начинки проекционного дисплея
составляет 5 литров. Разработчики из Light Blue Optics утверждают, что их
система может занимать в 10 раз меньший объем.
Традиционные проекционные дисплеи построены на
светопропускающей жидкокристаллической матрице. Направленный поток света
проходит через нее и попадает на лобовое стекло, где ее может видеть водитель
или пилот. Такая конструкция надежна, но архаична и занимает слишком много
места. Чтобы решить проблему объема, британские инженеры применили принципы
голографии. Их система построена на явлениях усиливающей и гасящей интерференции
света. Специальный чип с наложенными на кремниевую основу жидкими кристаллами
модулирует лазерные лучи трех основных цветов – красного, зеленого и синего,
чтобы сформировать нужное изображение на нужной поверхности.
Опытный образец системы Light Blue Optics проецирует
изображение на плоское боковое зеркало заднего вида в автомобиле. Созданное
изображение накладывается на отраженную в зеркале реальную картинку и выглядит
так, как будто находится в 2,5 м позади автомобиля. Наложенная картинка как будто
возникает из точки перед зеркалом, только в суженном представлении. В
частности, прототип зеркала может показывать сведения о дистанции и интервале
до идущих сзади автомобилей, а также может дать совет «Оставаться в своей
полосе», если сзади по соседней полосе приближается другой автомобиль. Кроме
того, по словам разработчиков, система может с такой же эффективностью работать
не только в зеркалах заднего вида, но и на ветровом стекле.
Строго говоря, система Light Blue Optics не создает полноценное
голографическое изображение – от голографии взят только принцип формирования
изображения с помощью интерференции. Ранее подобные системы уже создавались, но
страдали одним существенным недостатком – из-за специфического поведения
лазерного луча при интерференции возникал так называемый «спекл-эффект»,
приводящий к появлению ненужных ярких точек в поле зрения. Кроме того, для
формирования голографического изображения в реальном времени нужен мощный
процессор – система Light Blue Optics оснащается достаточно мощным чипом.
Если компании Light Blue Optics удастся справиться со всеми
проблемами и довести свою технологию до серийного производства, ездить станет
гораздо безопаснее. Дело в том, что подача информации в текущее поле зрения
водителя существенно ускоряет реакцию. Когда водитель вынужден переводить
взгляд с ветрового стекла на приборную панель, скорость реагирования
существенно снижается. Так, на скорости 100 км/ч за время переноса взгляда автомобиль проезжает целых 22 метра, а они могут оказаться спасительными.
Свои разработки и опытный образец голографического проектора
компания Light Blue Optics представила на симпозиуме «Средства передвижения и
фотоны 2009» (Vehicles and
Photons 2009). Сейчас разработчики ведут переговоры с несколькими крупными
автопроизводителями по внедрению своей технологии в перспективные модели
автомобилей. Дополнительно о разработках Light Blue Optics можно прочитать на официальном сайте компании и в
обзоре на сайте MIT
Technology Review.
|