Ученые из Японии – Дмитрий Цецеруков (Tsetserukou) из
технического университета Тойонаси и Алена Невьяровская (Alena Neviarouskaya)
из Токийского университета – представили любопытный прототип робота под
названием iFeel_IM! («я чувствую, значит я есть!»), который помогает
посетителям виртуальных миров буквально почувствовать эмоции друг друга.
Напоминающий парашютноe снаряжение или альпинистскую обвязку, этот
роботизированный механизм подключается к компьютеру и создает тактильные
ощущения в ответ на эмоциональные действия или сообщения аватаров – объятия,
щекочущие чувства в животе, учащенный пульс и т.д.
Прототип iFeel_IM! был представлен на первой конференции Augmented
Human International Conference, посвященной месту человека в «дополненной»
реальности. Систему iFeel_IM! Цецеруков разработал совместно со своей женой
Аленой Невьяровской. Программное обеспечение, которое управляет системой,
распознает эмоции собеседника, чтобы вы могли почувствовать на своей коже, что
же чувствует человек, находящийся по другую сторону экрана.
Представленная модель iFeel_IM! выглядит не очень
фантастически и состоит из трех основных элементов для передачи эмоций
сердце с динамиками на груди, ремень с мягкими пластиковыми ладонями за спиной
на уровне солнечного сплетения, а также набор вибрирующих элементов в виде
бабочки на уровне пупка. Чтобы человек почувствовал объятия, ремень стягивается
специальными моторами, а ладони прижимаются к спине сильнее. Для имитации
щекотки в животе, вибромоторы срабатывают в определенной последовательности с
переменной мощностью. Говорящее «сердце» на груди воспроизводит звуки в
соответствии с распознанными эмоциями. Разработчики специально не включили в свою
систему никаких элементов для воздействия на эрогенные зоны. Цецеруков объяснил
это тем, что ввод таких элементов нарушил бы изначальный замысел по передаче
именно эмоций, а не каких-либо действий.
Программное обеспечение робота умеет различать удовольствие,
страх, злость и печаль с точностью 90%. Всего поддерживается воспроизведение 9 видов
эмоций – к вышеперечисленным добавлены смущение, вина, раздражение, интерес и
удивление. Как рассказали добровольцы, испытавшие новую систему при общении в виртуальном
мире Second Life, эмоции отображаются точно в четырех из пяти случаев. Само
собой, кроме тактильных элементов, в состав системы входят программные
элементы, которые отображают эмоции пользователя в виртуальном мире, накладывая
на аватар специальные значки: значок iFeel_IM! в виде сердца на груди персонажа
меняет изображение в соответствии с распознанной эмоцией, в то время как в
реальном мире эти эмоции воспроизводятся с помощью вибромоторов, приводов и
динамиков надетой на тело системы.
Например, когда один персонаж виртуальной реальности
отправляет другому сообщения «Рад тебя видеть», у адресата сообщения должно
появиться чувство тепла – за него отвечают небольшие нагревательные элементы на
животе. Когда персонажи обнимаются в виртуальном мире, ремень с моделями
ладоней стягивается и оба пользователя чувствуют объятия. Сам Цецеруков сравнивает
свою систему с фильмом «Суррогаты», где люди будущего остаются дома, выходя в
мир лишь с помощью свои более здоровых и красивых виртуальных двойников, а управление
двойниками и передачу ощущений обеспечивают компьютеры. Кроме того, Цецериков
считает, что уже в ближайшем будущем на рынке могут появиться массовые модели
систем передачи эмоциональных сообщений в тактильном виде – технических
препятствий к этому уже не осталось. Скорее всего, такие системы будут
мобильными и модульными – вы сможете отдельно купить небольшие комплекты для
имитации объятий, душевной теплоты и ползущих по коже мурашек.
Подробнее узнать о системе iFeel_IM! для передачи эмоций на
расстоянии и посмотреть видеоролик с подробным описанием системы можно в обзоре
на сайте PhysORG.
|