Популярность беспроводного доступа в Интернет в России, по оценкам аналитиков, растет. Однако в сегменте Wi-Fi-сетей рынок далеко не насыщен. И модели эффективной коммерческой эксплуатации этой технологии не будет еще, по крайней мере, несколько лет.
Постоянные попытки ряда операторов работать с Wi-Fi носят скорее имиджевый характер. Один из примеров такого способа расширения ассортимента своих услуг продемонстрировало ОАО "Сибирьтелеком", которое к концу ноября этого года начнет предоставлять в Красноярске на базе оборудования Cisco услуги Wi-Fi-доступа в Интернет. До конца этого года компания планирует организовать более 100 хот-спотов по всему Сибирскому Федеральному округу.
Сейчас объем российского рынка беспроводного доступа, по оценке iKS-Consulting, в 2006 г. вырастет на 58% по сравнению с 2005 г., составив $95 млн и достигнув 8% от всего рынка широкополосного доступа. Услуги беспроводного доступа в России на данный момент предоставляют 245 операторов. Это, преимущественно, небольшие компании, которым беспроводной доступ приносит $100-300 тыс. в год. При этом 11 компаний (из них шесть московских) имеют годовой доход свыше $1 млн.
По оценкам экспертов, доля Wi-Fi в этих миллионах весьма незначительна. "Никакой конкуренции на рынке Wi-Fi в России нет, - считает аналитик ACM-Consulting Елена Саяпина. - И рыночного прорыва технология сама по себе не принесет".
Хотя уже предпринимались попытки развивать услугу Wi-Fi-доступа в Интернет неоднократно предпринимались. Например, с июля 2003 г. активно развивает программу по организации публичных точек доступа в Интернет Wi-Fi в Петербурге компания "ПетерСтар", входящая в международный альянс операторов Wi-Fi. Помимо нескольких крупных отелей города, Wi-Fi-ем охвачены воздушные терминалы, автоцентры, кафе, развлекательные центры и т.д. Активно развивается Wi-Fi и в Москве, где работает сразу несколько крупных операторов. С 2004 г. компания "Яндекс" развернула проект по оказанию услуг бесплатного Wi-Fi-доступа в учреждениях общественного питания. Несколько тысяч точек планирует открыть в этом году компания "Голден Телеком". Несколько компаний занимается предоставлением услуг Wi-Fi-доступа в гостиницах, аэропортах и других общественных местах.
В середине 2004 г. филиал ОАО "ЮТК" (входящее, как и "Сибирьтелеком", в холдинг "Связинвест") - "Центр новых технологий" - первым на Юге России приступил к внедрению услуги беспроводного доступа в Интернет по технологии Wi-Fi. "На сегодняшний день Краснодарском крае работает 10 точек доступа, - говорит заместитель директора департамента информационно - аналитического обеспечения ОАО "ЮТК" Иван Ким. - Из них 7 - в Краснодаре и 3 - в Туапсинском районе. Экономическую эффективность на данный момент просчитать трудно, ввиду ограниченного числа точек доступа, но услуга востребована потребителями и становится все более популярной. ЮТК в 2007 г. планирует дальнейшее развитие сети Wi-Fi в Краснодарском крае и Ростовской области".
Теперь и "СибирьТелеком" решил начать предоставление услуг Wi-Fi.
"Выход этих операторов в Wi-Fi-сегмент вполне оправдан, поскольку они уже располагают разветвленной сетью, и для них достаточно просто по городу подключить отдельные хот-споты", - полагает старший аналитик J\'son&Partners Борис Овчинников.
"Мы считаем, что это достаточно перспективный сектор, в котором уже надо делать первые шаги, - с оптимизмом смотрит в будущее начальник отдела по связям с общественностью ОАО "Сибирьтелеком" Владимир Шибанов. - Сейчас мы работаем точечно, пытаясь выяснить, насколько готов спрос, насколько мы будем конкурентоспособны с этой услугой и т.д".
По словам Владимира Шибанова, скорость передачи данных красноярских хот-спотов составит до 54 Мбит/с. Точки будут расположены в общественных местах Красноярска: в аэропорте "Емельяново", на Красноярском железнодорожном вокзале, в нескольких сервисных центрах филиала.
"В Красноярске уже есть около 10 публичных точек доступа: в ресторанах, выставочном комплексе и в аэропорту, - перечисляет Наталья Аристова. - Много заработать на Wi-Fi, по моему, никому не удалось".
Однако на Сибирский регион, где проживает 20 млн человек, по мнению Владимира Шибанова, 100 хот-спотов - это не много. "Даже если говорить о Москве, там уже больше тысячи хот-спотов", - приводит пример Владимир Шибанов. Тем более что о коммерческих перспективах своего ноу-хау в "Сибирьтелекоме" не говорят, ожидая для начала итогов года текущего и считая свои действия больше имиджевым шагом.
Не в последнюю очередь этот ход рассматривается многими компаниями как имиджевый, так как это достаточно передовая услуга, - соглашаются аналитики.
"Это больше тестирование технологий и услуг, чем реальный бизнес, который составляет хоть сколько-нибудь заметную долю в общих доходах компании, - говорит Борис Овчинников. - Выручка от Wi-Fi в среднем составляет несколько тысяч долларов в месяц, если не сотен, в зависимости от количества точек".
"Вероятно, у "Сибирьтелекома" есть возможность занять те немногие точки, где этот бизнес может быть прибыльным, - все же не исключает коммерческую составляющую имиджевого хода аналитик iKS-Consulting Константин Анкилов. - Это аэропорты и крупные пятизвездочные гостиницы".
Однако Красноярский филиал "Сибирьтелекома", по информации компании, думает заработать еще и на различных организациях Красноярска, предлагая им заключать договоры на установку точек доступа на их территории. Ежемесячная плата за точку доступа составляет 6 тыс. рублей, в нее бесплатно входят 2 Гб входящего трафика.
"Интересно, что тот же самый филиал предлагает 2 Гб трафика за 3-3,6 тыс. рублей для организации по технологии ADSL или Ethernet, - замечает ведущий аналитик ComNews Research Наталья Аристова. - Странно, что они предлагают абонентскую плату 6 тыс. рублей за Wi-Fi. Любая организация может самостоятельно установить у себя точку доступа и пользоваться ей бесплатно, платя провайдеру только за ADSL-линию и трафик".
"Разница по тарифам зависит от потребительских групп, уровня проникновения и т.д., - пояснил Владимир Шибанов. - Например, если в Wi-Fi мы говорим о десятках-сотнях потребителей, то в ADSL - о тысячах и десятках тысяч. Кроме того, Wi-FI часто необходим, так сказать, в экстренных ситуациях, а ADSL - более прогнозируемая услуга". По мнению Владимира Шибанова, вопрос удобства - не нужно тянуть провода - также немаловажен при определении трафика на эту услугу. Владимир Шибанов также сообщил, что в дальнейшем, когда услуга обоснуется на рынке, "компания будет задумываться о коррекции тарифов Wi-Fi в сторону уменьшения".
Количество устройств, обслуживающих Wi-Fi, быстро растет, поэтому эта услуга становится все более востребованной в России. "У владельцев ноутбуков накапливается опыт их использования для работы вне дома, - говорит Борис Овчинников. - Эта услуга ориентирована на наиболее обеспеченных и наиболее активных пользователей".
Источник:
ComNews
|