Вчера мы писали от том, что
британские военные власти выразили крайнее возмущение по поводу отказа властей
США раскрыть секретный программный код новейших истребителей-бомбардировщиков
F-35. Сегодня мы расскажем то, что поможет понять причины этого
негодования.
В 1995-м году британское военное ведомство заказало у
американской компании «Боинг» восемь вертолетов Chinook Mk3.
Машины предназначались для специальных операций и отличались от базовой
модели увеличенными топливными баками и навигационно-пилотажным комплексом для
ночных полетов. Сумма сделки составила 260 млн. фунтов стерлингов. Вертолеты
были получены в декабре 2001 года и должны были встать в строй в следующем
году. Однако на этапе сертификации летной годности машин возникли
непредвиденные проблемы.
Для прохождения сертификации требовалось проверить исходные
коды программного обеспечения бортовой электроники. Но, как выяснилось, эти
коды отсутствовали — военные просто забыли включить в контракт с «Боингом»
пункт о передаче исходных текстов заказчику. Обращение к производителю с
просьбой безвозмездно поделиться исходниками не нашло понимания. «Боинг»
отказался передать коды, назвав их своей интеллектуальной собственностью и
ссылаясь на полное выполнение условий контракта со своей стороны.
В результате вертолеты смогли пройти сертификацию на
пригодность к полетам лишь частично: пилотирование в простых метеоусловиях и в
видимости земли разрешалось, полеты по приборам были запрещены. Сложившаяся
ситуация делала «Чинуки» совершенно бесполезными для спецназа. Поэтому новехонькую
технику поставили на хранение в кондиционируемые ангары, а спецназу временно выделили
восемь обычных «Чинуков» из состава транспортной авиации, дооборудовав их
приборами ночного видения, что обошлось в 32 млн. фунтов.
Следует отметить, что британцы уже сталкивались с подобными проблемами.
В частности, ранее США отказались поделиться со своим ближайшим союзником исходными
текстами программ для бортовой электроники тяжелого транспортного самолета
C-17. В тот раз англичане провели сертификацию на основе данных,
предоставленных американцами. Однако, в случае с «Чинуками» такой способ был
невозможен, поскольку заказанные британцами машины по своей авионике
значительно отличались от всех «Чинуков», когда-либо выпущенных фирмой «Боинг»
данные просто не у кого было взять.
В поисках выхода их сложившейся ситуации Министерство
обороны Великобритании рассматривало самые разные варианты, в том числе и
продажу злополучных «Чинуков». В конце концов, в сентябре 2004 году было решено
оснастить машины новым комплексом приборов, разработанным своими силами в
тесном сотрудничестве со специалистами «Боинга». Планировалось, что операция
обойдется в 160 млн. фунтов и позволит передать вертолеты спецназу в 2008 году.
Именно тогда вся эта история и стала достоянием широкой
публики и была охарактеризована
главой комитета по государственным расходам Палаты общин Эдвардом Ли (Edward Leigh) как
«вопиющий пример некомпетентности на поприще материально-технического снабжения».
Однако, несмотря на всю критику, обрушившуюся на головы военных, проект получил
одобрение, и британцы начали утрясать новый контракт с «Боингом», на что ушло два
с половиной года. В итоге, общая сумма контракта выросла до 215 млн. фунтов, сроки
принятия вертолетов на вооружение сдвинулись на 2011-12 год.
Однако жизнь, как водится, внесла свои коррективы. К концу 2006
года Великобритания столкнулась с сильной нехваткой транспортных вертолетов в
Афганистане. Причиной тому стало двукратное увеличение британского
контингента в этой стране, а также интенсификация минной войны. Дефицит
вертолетов вынуждал военных передвигаться наземным транспортом и нести
неоправданные потери от заложенных на дорогах фугасов, в то время как восемь
тяжелых транспортных вертолетов стояли без дела в кондиционированных ангарах
(их хранение в период с 2001 по 2007 год обошлось британской казне в 560 тыс.
фунтов). Возгласы возмущенной таким положением дел британской общественности
также не добавляли спокойствия военным и политикам.
Поэтому в марте 2007 было решено отказаться от совместной с
фирмой «Боинг» программы модернизации и провести своими силами «даунгрейд»
восьми законсервированных вертолетов Chinook Mk3 до уровня более простой модификации
Mk2a с тем, чтобы как можно быстрее передать машины войскам в качестве обычных
транспортников. Стоимость проекта с учетом доработок под специфику Афганистана составила
112 млн. фунтов, а первая готовая машина поднялась в воздух летом 2009 года. За
работы по аннулированному проекту фирме «Боинг» была выплачена компенсация в
размере 17 млн. фунтов.
Таким образом, отсутствие исходных текстов программ для
бортовой электроники вертолетов обошлось британской казне более чем в 150 млн.
фунтов стерлингов. В завершении – стоит отметить, что в августе этого года газета Times
опубликовала заметку,
где утверждалось, что военные под давлением Казначейства никогда не обращалось
к фирме «Боинг» за исходными текстами, надеясь разработать ПО своими силами.
Представитель Министерства обороны Великобритании опроверг
это утверждение, и история не получила продолжения.
По материалам отчета
комитета по государственным расходам Палаты общин Великобритании.
|