Медицинский колледж при Гарвардском университете провел
любопытное исследование, которое показало, что огромные затраты на установку и
эксплуатацию ИТ-систем в больницах и других учреждениях здравоохранения
превышают любую ожидаемую экономию от внедрения. Кроме того, эффективность
администрирования тоже практически не повышается от внедрения новых
дорогостоящих компьютерных систем.
В ходе исследования специалисты из Гарварда проанализировали
данные по 4 тысячам больниц в США за последние четыре года. Выяснилось, что
затраты на установку и обслуживание внедренных систем существенно превосходят
экономический эффект от их использования. Кроме того, подавляющая часть
программ, написанных для больниц, рассчитана не на врачей, сестер и лаборантов,
а исключительно на администраторов.
Результаты исследования появились именно в тот момент, когда
федеральные власти США решили потратить 19 млрд. долларов на программы по
внедрению электронных личных карт и переводу в электронную форму других
записей, связанных с обслуживанием пациентов. Уже в 2011 г. по закону о технологиях в здравоохранениях HITECH (Health Information Technology for Economic
and Clinical Health) начнутся выплаты премий размером до 64’000 долларов
каждому врачу, который внедрит систему электронных карт пациента и сможет
эффективно ее использовать. Главная проблема, по словам руководителя
проведенного исследования, доктора Дэвида Химмельштейна (Dr. David
Himmelstein), заключается в том, что компьютерные системы создаются для
бухгалтеров и менеджеров, а не для тех, кто оказывает и использует услуги
здравоохранения. По мнению авторов исследования, огромные затраты на внедрение
новых систем и прием новых сотрудников для сопровождения этих систем
оборачивается лишь увеличением времени, которое врачи тратят на ввод данных в
компьютер.
Судя по результатам исследования, лишь немногим медицинским
учреждениям удалось добиться экономии и повысить эффективность работы при
внедрении новых систем. Все подобные успехи связаны с созданием собственных, а
не серийных систем, причем для создания действительно эффективных систем
разработчикам пришлось потратить много месяцев работы. Примерами эффективного
внедрения «электронного здравоохранения» Химмельштейн называет такие больницы,
как Brigham and Women's Hospital в Бостоне, Latter Day Saints Hospital в
Солт-Лейк-Сити и Regenstrief Institute в Индианаполисе. Успех этих внедрений во
многом достигнут за счет их ориентации на клинических специалистов, а не на
управленцев. Также, по словам Химмельштейна, программисты успешных систем не
пишут руководства и не предлагают обучение персонала. «Если вам необходимо обучение
или учебник, значит, система не работает».
Вообще, выводы гарвардского исследования идут вразрез с
обещаниями правительства США и крупных ИТ-вендоров, таких как IBM и Lockheed.
В то время как «киты» ИТ-бизнеса собираются потратить небывалую сумму на
автоматизацию медицины США, в реальности эти деньги могут стать просто мертвым
грузом, а лечащие врачи могут получить лишнюю головную боль при заполнении всех
обязательных полей в электронных картах пациента.
Подробнее об исследовании специалистов из медицинского
колледжа при Гарвардском университете и о его противоречивых результатах,
ставящих под сомнение обещанный эффект от грандиозной программы по
автоматизации медицины США, можно прочитать в обзоре на сайте журнала BisunessWeek.
|