Компания Progeny Systems по заказу Армии США начала
разработку системы для распознавания лиц на дальних расстояниях. Эта система,
установленная на разведывательных самолетах и беспилотных летательных аппаратах
(БПЛА), позволит военным дистанционно опознать и удерживать в поле зрения
отдельных людей в толпе. Еще один контракт на разработку, больше похожий на
фантастику, обещает распознать намерения каждого отдельного человека в поле
зрения. Таким образом, военные смогут по данным аэрофотосъемки определять
потенциальных боевиков, отличая их от гражданских лиц. Кроме того, в
распоряжении военных будут трехмерные фотопортреты каждого из попавших в кадр
людей вместе.
Отличить врагов от друзей на поле боя стало крайне важной
задачей для современных войн. Так называемый «дружественный огонь» в условиях
распространения высокоточного оружия – это не только досадная неприятность,
влекущая гибель людей из своих или союзных войск, но и пустая трата очень
дорогих боеприпасов. При широком распространении оперативной аэрофотосъемки с
помощью БПЛА вполне закономерно, что военные решили более эффективно
использовать огромный поток поступающей информации.
Чтобы точно определить и удерживать на прицеле «плохих
парней», военным даже не потребуется новая летающая техника – достаточно новой
системы распознавания для уже имеющихся дронов. Система «Long Range, Non-cooperative, Biometric Tagging, Tracking and Location» (Биометрическая маркировка, отслеживание и
обнаружение целей на большом расстоянии в самостоятельном режиме) компании Progeny Systems как раз и берет на себя эту задачу. Модуль распознавания лиц
в этой технологии выглядит довольно стандартно – берется плоское изображение
лиц, попавших в кадр, а по ним строится 3D-модель. В дальнейшем
эта 3D-модель используется для распознавания
зафиксированных лиц.
Несмотря на несложное описание, задача распознавания лиц может
оказаться совсем непростой. Даже когда человек стоит неподвижно и прямо перед
камерой, современные компьютеры не могут точно распознать лицо – что говорить о
съемке с БПЛА, когда людей видно то сверху, то в профиль и.т.д., а разрешение
камеры и оптики ограничено. Тем не менее, разработчики из компании Progeny обещают точное распознавания
лица, если на исходно изображении будет хотя бы 50 пикселей между глазами
субъекта – этого хватит на построение 3D-модели и
дальнейшее распознавание в других изображениях. Как обещают инженеры, опознать
человека по ранее созданной модели можно будет независимо от позы, выражения и
типа лица, даже при низком разрешении дальнейшей съемки.
Чем ближе БПЛА будет к цели, тем точнее будет распознавание по
лицу, однако компания Progeny предлагает
еще один модуль распознавания, способный отличать людей с расстояния более 200 метров. Этот модуль получивший название «софт-биометрия» (soft biometric) использует не связанные с
лицом данные о человеке – цвет кожи, рост, телосложение, возраст и пол – БПЛА
сможет распознать и отслеживать человека в толпе по характерным движениям и
другим признакам, характеризующим все тело субъекта в целом.
Вслед за отслеживанием каждого отдельного человека в поле
зрения возникает задача отличить боевиков и бандитов от обычных людей.
Разработку технологии для решения этой задачи Армия США доверила компании Charles River Analytics.
Новая технология, которая должна анализировать поведение людей с целью
определить их потенциальную опасность, получила рабочее название ABACUS (Adversary Behavior Acquisition,
Collection, Understanding, and Summarization – Получение, сбор, анализ и суммирование данных о поведении
неприятеля). Система ABACUS, по замыслу инженеров и военных,
будет суммировать все виды данных о поведении субъекта, чтобы понять, имеет ли этот
субъект враждебные намерения по отношению к США, и представляет ли этот субъект
значимую угрозу.
Судя по всему, уже скоро в небе появятся летающие роботы, которые
будут знать, кто вы такой, куда вы направляетесь и что планируете делать, когда
доберетесь, куда хотели. Подробнее о работе над технологиями для реализации
таких небывалых возможностей можно прочитать в обзорах на сайтах Popular
Science и Wired.
|