Ученые из калифорнийского университета г. Санта-Барбары (UCSB, США) обнаружили настоящую подпольную индустрию влияния
на общественное мнение в социальных сетях, где пользователи обмениваются мнениями
и заведомо доверяют собеседникам, считая их членами своих социальных групп. Как
выяснилось, в КНР и США, странах с наиболее развитыми и многочисленными
соцсетями, действует многомиллионный бизнес, который выплачивает гонорары за
публикацию заказных мнений и высказываний сотням тысяч рядовых исполнителей.
Кроме того, в этой индустрии существует практика вмешательства в дискуссии с
целью нарушить выработку общих выводов, а также публикации спама по заданию
заказчиков.
Как считает Бен Чжао (Ben Zhao),
доцент университета Санта-Барбары, лауреат премии «35 инноваторов младше 35 по
версии MIT Technology Review» (TR35)
2006 года и ведущий автор исследования, в США и Китае существуют очень похожие
структуры, предлагающие людям сомнительную с этической точки зрения работу. По
мнению коллектива авторов, наличие огромной массы подставных лиц в социальных
сетях создает серьезную угрозу безопасности как для самих сервисов,
обслуживающих социальные сети, так и для их добропорядочных пользователей.
По мнению Бена Чжао, схожие закономерности наблюдаются в
крупнейших социальных сетях США и
Китая. Ученым удалось обнаружить достаточно согласованные попытки рассылки
спама и рекламы определенных торговых марок, причем занимаются этим
пользователи, явно действующие по определенной программе. Когда авторы
исследования попытались установить источник такой активности, результат поразил
воображение. Им оказались сайты, которые занимаются модным сейчас
«краудсорсингом» (crowdsourcing
проведение какой-либо акции массовыми силами привлеченных добровольцев) в особо
крупных масштабах. Влияние на общественное мнение на таком «нижнем уровне»
иногда называют «astroturfing» (можно перевести, как
«засев космической лужайки»), а Чжао назвал обнаруженное явление «crowdturfing» («засев через краудсорсинг»), поскольку
источником влияния служат как раз крупные площадки краудсорсинга.
Максимальную активность по найму подставных лиц для публикации
заданных материалов в социальных сетях КНР авторы наши на двух сайтах
краудсорсинга: Zhubajie (крупнейший сайт такого рода в
Китае) и Sandaha. Здесь людям открыто предлагают
гонорар в размере не более 1 доллара за выполнение задач вроде создания фальшивых
учетных записей на определенных сайтах, публикации специально искаженных
ответов на вопросы об определенных продуктах в разделах «Вопросы и ответы» на
популярных сайтах. Кроме того, востребовано создание и распространение
позитивных сообщений о некоторых товарах и продуктах в социальных сетях. Аналогичные
события обнаружены и в США, в том числе на популярном сайте краудсорсинга Mechanical Turk компании Amazon, а также на сайте ShortTask.
Примечательно, что найти заказчиков подобной активности может
быть не так уж сложно. Например, как выяснилось в начале года, большинство
доходов от спама проходят всего через три банка. Таким образом, круг заказчиков
и выгодополучателей от манипуляций общественным мнением в социальных сетях
может быть не так широк, как кажется.
В России подобные явления известны под названием «джинса»,
то есть реклама неких вещей под видом собственных мнений. Так или иначе, исследование
Бена Чжао с соавторами еще раз показывает, насколько масштабным может быть
работа по формированию общественного мнения в таких сложных коммуникационных
средах, как социальные сети.
По материалам сайта MIT Technology Review.
|