Международный комитет Красного креста начал рассмотрение
вопроса о применении международных законов ведения войны к реалистичным
видеоиграм. В результате этого рассмотрения в мир видеоигр могут войти такие
ограничения, как Женевская и Гаагская конвенции, по отношению к виртуальным
жертвам.
По мнению экспертов Красного креста и Красного полумесяца,
участники видеоигр, описывающих реальные места и ситуации, не могут быть вне
общепринятых правил и этики. Эти правила и ценности, закрепленные мировым
сообществом по результатам кровопролитных войн XX века, ограничивают уровень
насилия и защищают человеческое достоинство членов особо незащищенных групп.
Нынешнее отсутствие регулирования в полных насилия виртуальных средах дает
пользователям совершенно нежелательный пример. В ходе виртуальных вооруженных
конфликтов, имитирующих реальные, игроки теряют чувство
реальности, привыкая убивать виртуальных противников без оглядки на
гуманитарные нормы.
Сегодняшний мир все становится все более размытым с точки
зрения границ. Даже границы между виртуальной и реальной средой становятся
менее четкими, когда современные солдаты открывают огонь на поражение, глядя в
экран монитора, а не в глаза реального противника. Ценность жизни других людей
на экране в глазах игрока, привыкшего к постоянным смертям в видеоиграх,
сводится к минимуму, создавая стойкую иллюзию безнаказанности.
Точка зрения Красного креста выглядит довольно
здравомыслящей: их цель состоит не в том, чтобы предотвратить оптовую продажу
насилия в видеоиграх. Акцент сделан немного на другом аспекте – гуманитарные
организации хотят создать для игроков важный дополнительный контекст за счет
внедрения тех же правил и законов, которым обязаны следовать все участники
реальных войн в современном мире. Сохраняется лишь одно отличие – за нарушение
конвенций в реальном мире военачальникам и рядовым бойцам грозит международный
суд по военным преступлениям, а игроков пока предлагается лишь штрафовать за
насилие в отношении мирного населения.
Примечательно, что производители видеоигр уже начинают
вводить этические принципы в свою продукцию. Так, в популярной игре Modern
Warfare 3 при убийстве гражданского лица игрок вынужден проходить миссию
сначала. Тем не менее, есть и другие игры с насилием, против которых Красный
Крест пока не возражает. Например, игры в фантастических средах, где нужно
убивать инопланетян, не вызывают протестов гуманитарных организаций. Кроме
того, пресловутая Женевская конвенция не касается имитаций уголовных
преступлений, как в играх вроде GTA, где насилие является неотъемлемым
элементом игрового процесса. Поскольку действие происходит в мирное время, то
игроком должен интересоваться не суд по военным преступлениям, а местные
гражданские органы правопорядка.
Пока неясно, к чему могут привести инициативы Красного
креста для поклонников видеоигр с насилием – к разочарованию или, наоборот, к повышению
уровня реализма. Тем не менее, крайне важно проявление внимания к пропаганде
насилия, хотя бы и виртуального, со стороны тех, кто спасает жертв в войнах последних ста с лишним лет.
По материалам сайта Mashable.
|