Компания Mozilla обратилась к консорциуму разработчиков и
поставщиков графических технологий Khronos с предложением интегрировать язык
JavaScript, массово используемый для написания различных сценариев в
веб-страницах, с технологией трехмерной графики OpenGL. Важная особенность
нового предложения – новый стандарт трехмерной графики для отображения в
браузерах должен стать открытым и не требующим лицензионных отчислений.
На данный момент консорциум Khronos основал рабочую группу
под названием «Accelerated 3D on Web», которая должна разработать первую
публичную версию стандарта в течение ближайших 12 месяцев. В свою очередь,
представители Mozilla, которые так долго боролись за ускорение работы
JavaScript в своем браузере Firefox, обещают выпустить первую реализацию нового
стандарта в виде расширения к версии Firefox 3.5. В дальнейшем, когда стандарт
станет общепринятым, его поддержку должны реализовать во всех стандартных
браузерах, тогда для работы в трехмерной Всемирной паутине не нужно будет
загружать никаких сторонних расширений и надстроек.
Вообще говоря, крайне интересно отметить, к чему привела
«гонка вооружений» среди производителей браузеров. Сейчас, когда скорость
исполнения JavaScript-сценариев выросла до неимоверных высот во всех популярных
браузерах, оказалось, что этой производительности должно хватать и для
написания полностью трехмерных приложений. Учитывая тот факт, что сейчас
практически любой более-менее современный компьютер и смартфон содержит
какие-либо инструменты для ускорения трехмерной графики с поддержкой OpenGL 1.1,
а иногда и OpenGL 2.0, перед разработчиками и пользователями Интернета
открываются небывалые возможности. Если разработка открытого стандарта на базе
JavaScript и OpenGL окажется успешной, в недалеком будущем вместо плоских
страниц с множеством ссылок нас ожидают сайты, больше похожие на мир видеоигр и
сообществ типа Second Life.
Шаги компании Mozilla выглядят вполне логичными, особенно на
фоне последних успехов различных трехмерных проектов, таких как онлайновая
версия Quake III. Будучи
принципиальными сторонниками открытости стандартов, представители Mozilla
стремятся к повсеместному распространению трехмерной графики в Интернете без
привязки к конкретным производителям.
Подробнее об инициативе Mozilla и консорциума Khronos можно
узнать в официальном пресс-релизе.
|