Команда ученых из нескольких университетов США, занимающихся разными
научными дисциплинами, провели любопытное исследование, в ходе которого обнаружилась
взаимосвязь между размером некоторых частей мозга и умением осваивать
видеоигры. Несмотря на обнаруженную зависимость, ученые напоминают, что мозг
является очень гибкой и адаптивной системой, так что по размеру того или иного
компонента мозга нельзя судить о способностях человека в целом.
В быту люди часто связывают размер головного мозга с умом.
Тем не менее, нельзя забывать, что среди животных, например, большой мозг
далеко не всегда означает развитый интеллект. Взять хотя бы человека и слона
сравнение интеллекта далеко не в пользу гиганта с огромным мозгом.
Как бы то ни было, ученые решили оценить зависимость между
развитием отдельных частей мозга и успехов в играх. Преимущество видеоигр перед
традиционными методическими тестами восприятия состоит в том, что игры гораздо
ближе к реальной жизни. К испытаниям привлекли 10 взрослых мужчин и 29 взрослых
женщин, которые в течение двух лет до исследования посвящали играм не более 3
часов в неделю. Подопытным предложили две разновидности специально
разработанной игры – в одной версии нужно было достигать одной и той же цели, а
другая версия постоянно меняла приоритеты, так что конечный критерий успеха
тоже менялся.
Сравнив результаты игроков в разных версиях игр, ученые
провели МРТ-сканирование мозга каждого из подопытных. Оказалось, что на
начальном этапе самых высоких результатов добиваются люди, у которых более
развит так называемый «центр удовольствия» (прилежащее ядро). Авторы
исследования полагают, что этот начальный успех связан с чувством достижения
желаемого и эмоциональным удовлетворением.
При постоянной смене приоритетов игры наибольшего результата
добились люди, у которых лучше развиты такие глубокие участки мозга, как
хвостатое ядро и скорлупа чечевицеобразного ядра (путамен). Возможно,
долговременный успех в игре при смене целей вызван тем, что эти части мозга
отвечают за обучение и получение новых навыков. Люди с повышенным развитием
этих частей мозга могут делать несколько дел одновременно, например, свободно
вести машину, сверяться с GPS-навигатором и разговаривать с пассажирами.
Хотя ученые нашли статистически значимую зависимость в
достижениях людей с разным развитием отдельных участков мозга, простое
измерение мозга на МРТ-сканере нельзя считать качественным критерием для
определения способностей. Тем не менее, результаты исследования могут стать
важным вкладом в изучение мозга. Сейчас, когда население развитых стран
стремительно стареет и проблема старческого слабоумия встает во весь рост,
подобные исследования могут помочь в поиске методик для стимуляции отдельных
участков мозга в форме игр, чтобы люди могли сохранить дееспособность до самой
глубокой старости. Сами ученые специально подчеркивают: неважно, какого размера
ваш мозг, главное – постоянно его тренировать, развивать память и навыки
обучения.
По материалам сайтов BBC и CNet.
|