Европейские исследователи из проекта SEVECOM (Secure
Vehicular Communication – безопасная связь для автотранспорта) обнародовали
первые существенные результаты по защите коммуникационных каналов между всеми
участниками дорожного движения, включая дорожные сооружения. Участникам проекта
удалось создать надежную архитектуру сети, с помощью которой различные
автомобили и дорожные сооружения смогут обмениваться информацией, не создавая
угрозы друг другу и своим пассажирам.
В 80-е годы прошлого века технология АБС для разблокирования
колес при торможении произвела настоящую революцию на дорогах всего мира.
Тысячи, если не миллионы жизней, были спасены с помощью системы из нескольких
датчиков и несложного блока управления. Технология беспроводных коммуникаций
между транспортными средствами и дорожными сооружениями призвана поднять
безопасность на новый уровень. С помощью подобных коммуникаций автомобили
смогут предупредить друг друга об изменении дорожной обстановки – например,
медленно движущийся грузовик может предупредить следующий за ним автомобиль об
опасном сближении, а последний не только автоматически затормозит, но и
предупредит о своем маневре остальные автомобили, которые, возможно, еще не
заметили медленный грузовик.
Почему так важно обеспечить полную безопасность связи между
автомобилями? Дело в том, что любые бреши в защите такой связи могут привести к
крайне нежелательным последствиям. Например, злоумышленник может спровоцировать
аварии, дав автомобилям команду на экстренное торможение из-за ложного
препятствия на дороге. Кроме того, небезопасная связь открывает возможность для
несанкционированной слежки за автомобилями, а также для «расчистки» дорог,
когда хакер заставит водителей изменить маршрут из-за якобы создавшейся впереди
пробки, а сам поедет в полном одиночестве по совершенно свободному шоссе.
Существует множество алгоритмов шифрования, вполне надежно защищающих системы
связи, но до сих пор не существовало единой архитектуры, которая могла бы стать
фундаментом для единой системы для разных производителей автотранспорта,
строителей дорог и эксплуатирующих организаций.
Работа ученых из проекта SEVECOM была затруднена тем, что
производители автомобилей до сих пор не согласовали единый стандарт связи
«машина-машина» и «машина-дорога». В результате им пришлось создать модуль
защиты, который стал полностью независим от остальных компонентов
коммуникационной системы. Для дополнительной безопасности автомобили сделали
«анонимными». В системе SEVECOM идентификатор автомобиля меняется довольно
часто – например, по умолчанию он меняется при каждом включении зажигания.
Сейчас результаты проекта SEVECOM находят в других
разработках, которые финансирует Евросоюз. Так, в проекте CVIS (Cooperative Vehicle-Infrastructure System
система кооперации между транспортными средствами и инфраструктурой)
архитектура SEVECOM используется для обеспечения связи между автономными блоками
связи, которые будут устанавливаться в автомобили и в компоненты дорожной инфраструктуры,
в том числе в постоянные и временные дорожные знаки.
Подробнее о ходе работ над проектом SEVECOM можно узнать на официальном сайте.
По материалам сайта Physorg.com.
|