Ученые из Дартмутского колледжа (США) построили
математическую модель количественной оценки ретуширования фотографий людей. Эта
модель дала результаты, почти полностью совпавшие с оценками случайно выбранных
экспертов. Судя по результатам исследования, индустрия моды и «фотошопа» зашла
слишком далеко в создании недостижимых стандартов красоты, искажая реальную
внешность людей, попадающих на обложки журналов и в рекламную продукцию.
Исследование, которое провели специалисты по экспертизе
изображений Хани Фарид (Hany Farid) и докторант Эрик Кии (Eric Kee), еще раз
показало, насколько глубоко приукрашивание действительности проникло в
фотоиндустрию. Для рекламы и моды попытки исправить недостатки обычных людей на
фотографии приобрели характер деструктивной навязчивой идеи. Хотя у издателей
есть законные права на внесение изменений в фотографии, чтобы создавать
фантастические привлекательные изображения, больше нельзя игнорировать
негативные последствия, которые приносят подобные фантазии для психологии
массового зрителя.
Мы уже писали о работах Хани Фарида в области анализа
изображений на наличие
ретуши и на наличие противозаконного
содержания. Теперь Фарид построил строгую математическую модель: для ее
испытаний и доводки исследователи взяли набор из 468 пар фотографий – исходных
и обработанных в соответствии с современными канонами модных изданий.
Построенная модель оценивает объем исправлений, внесенных в фигуру и другие
черты человека на фотографии по шкале от 1 до 5, где оценка 5 указывает, что
фотография сильно отретуширована и это бросается в глаза.
Чтобы проверить точность оценки, Фарид и Кии спросили мнение
50 случайным образом отобранных респондентов с сервиса независимой оценки
фотографий Mechanical Turk компании Amazon. Оценки живых экспертов и машины
совпали почти полностью, на основании чего авторы исследования заключают, что в
их руках оказался математически точный инструмент для измерения объемов ретуши
на фотографии. По словам Фарида: «Теперь мы можем предсказать мнение рядового
обывателя».
Стимулом к проведению данного исследования послужили планы
правительства Великобритании по специальной маркировке любой ретуши в рекламной
продукции. Согласно этим планам, издатели будут обязаны уведомлять потребителей
о том, какие именно изменения внесены в ту или иную фотографию. Инициатива
британского правительства стала ответом на протесты психологов, которые
считают, что богатый инструментарий современного ретушера – от ненатурально
худых рук и ног до классического устранения любых дефектов кожи – формирует
недостижимый эталон красоты и «нормальности», что в результате ведет к
самоуничтожающему недовольству своим телом у обычных людей.
Примечательно, что в июне текущего года Американская
медицинская ассоциация уже попросила рекламистов о сотрудничестве с активистами
по выработке новых стандартов ретуширования фотографий. В то же время
установить пределы такого ретуширования на словах гораздо проще, чем внедрить
это на практике. Например, упомянутая инициатива британских властей не
указывает, насколько глубокой должна быть ретушь, чтобы ее следовало специально
обозначать в публичной продукции. Технология Фарида и Кии позволяет дать
сравнительную оценку отретушированным фотографиям, хотя авторы все еще не
готовы сказать, какая именно числовая оценка служит порогом между приемлемым и
неприемлемым уровнями ретуши. Тем не менее, их технология дает вполне
объективное измерение, которое может оказать немалую пользу обществу в
сохранении психологического комфорта.
Сам Фарид отмечает, что в ходе исследования обнаружилась
огромная разница между фотографиями в глянцевых журналах 10 лет назад и сейчас.
Кроме того, эта разница с каждым днем только увеличивается – фотографии все
дальше и дальше отрываются от объективной реальности. Статья Фарида и Кии о
проведенном исследовании опубликована в журнале Proceedings
of National Academy of Sciences.
По материалам сайтов NY Times, Economist и Wired.
|