Суперкомпьютер Watson, в прошлом году одержавший убедительную
победу над живыми знатоками в телевикторине Jeopardy!, с успехом осваивает новую
для себя профессию. Детище инженеров из IBM использует свои языковые навыки для
оказания помощи врачам в диагностике пациентов. Наибольших успехов
вычислительной системе удалось добиться в области профилактики и лечения
онкологических заболеваний.
Сегодня «Ватсон» проходит «стажировку» сразу в нескольких
американских больницах в качестве «виртуального помощника терапевта» «Эта
машина способна черпать знания из разных источников и ничего не забывает, — объясняет
Ларри Нортон (Larry Norton), врач из клиники Memorial Sloan-Kettering Cancer
Center в Нью-Йорке, один из участников проекта.
Во время игры в Jeopardy! «Ватсон» подвергал каждый вопрос
тщательному анализу, пытаясь уловить его суть, после чего пытался обнаружить
правильный ответ в собственной обширной базе данных. Подобные алгоритмы используются
и в медицинской карьере суперкомпьютера с той лишь разницей, что задаваемые
вопросы теперь относятся к медицине, а в роли источников информации выступают
специализированные периодические издания и справочные руководства.
Тестирование системы состоялось на ежегодном собрании
Американского колледжа терапевтов, где суперкомпьютер отвечал на вопросы профессиональной
викторины «Doctor's Dilemma». Всего «Ватсону» было задано 188 совершенно
незнакомых вопросов, а точность ответов составила примерно 50%. Указанный результат
неплох для испытания, однако «медика» с такой квалификацией вряд ли можно допускать
к живым пациентам. С тех пор ситуация существенно изменилась. В память
«Ватсона» были загружены десятки тысяч медицинских карт пациентов с информацией
о болезнях, назначенном лечении и полученных результатах. Теперь при получении
данных о новом пациенте суперкомпьютер «вспоминает» людей с аналогичными
симптомами, а также наиболее действенные методы лечения. Разумеется, машина не
ставит диагноз самостоятельно, а лишь предлагает врачу наиболее пригодные (по
его мнению) варианты.
Уильям Оде (William Audeh), сотрудник медицинского центра Cedars-Sinai
Medical Center в Лос-Анжелесе, рассказывает, что на заполнение «мозга»
суперкомпьютера медицинскими данными было потрачено несколько месяцев. Сегодня
«Ватсон» успешно отвечает на элементарные вопросы и пополняет копилку знаний из
руководств по лечению, публикуемых медицинскими обществами.
«Система IBM Watson обладает гигантским потенциалом,
уверен доктор Оде. — И больше всего способности суперкомпьютера востребованы
именно в области лечения онкологических заболеваний». Дело в том, что
врачам-онкологам приходится иметь дело с огромным количеством новой информации,
включая клинические данные, а также результаты молекулярных и геномных исследований
по каждому типу злокачественных опухолей. На обработку всей свежей информации и
ее подготовку к практическому применению обычно уходят годы. В свою очередь, Ватсон
обеспечивает быстрый анализ результатов исследований и распространяет данные
между докторами, попутно оценивая потенциальную полезность той или иной информации.
Суперкомпьютеру от IBM найдется применение и в других сферах
деятельности. По мнению специалистов из компании WellPoint, крупнейшего в США
поставщика услуг медицинского страхования, Ватсон прекрасно справится с такой
задачей, как анализ и согласование заявок на лечение, попадающих под действие
страхового договора. «Сегодня рассмотрение заявки занимает несколько дней,
рассказывает Синди Вейкфилд (Cindy Wakefield) из WellPoint. — Мы надеемся, что
с помощью Ватсона сможем сократить продолжительность этой процедуры до
нескольких минуты».
По материалам сайта NewScientist.
|