Закрытие недавно состоявшейся в Праге научной конференции Science
Beyond Fiction наверняка запомнится всем ее участникам. На торжественной
церемонии перед собравшимися выступил необычный оркестр, состоящий из членов исследовательской
группы SPECS (Synthetic, Perceptive, Emotive and Cognitive Systems) при университете
University Pompeu Fabra в Барселоне (Barcelona).
Оркестр исполнил музыкальное произведение под названием Xmotion,
написанное композитором Джонатасом Манзолини (Jonatas Manzolli). Необычность
выступления заключалась в том, что участникам ансамбля пришлось контролировать
громкость, частоту и тональность запрограммированных звуков с помощью мозговых импульсов,
фиксируемых ЭЭГ-оборудованием.
Каждый из четверых музыкантов был одет в особый «головной убор»
с электродами для регистрации электрической активности мозга. Графические
изображения мозговых импульсов проецировались на один из двух больших экранов, установленных
на сцене. Участники извлекали звуки, а также регулировали их частоту и
модуляцию, основываясь на двух известных эффектах ЭЭГ - «вызванных зрительных
потенциалах устойчивого состояния» (SSVEP) и так называемом «сигнале P300».
Двое участников ансамбля наблюдали за бегущими на экране рядами
и столбцами букв и цифр, ожидая появления особого символа. Спустя 300 тысячных долей
секунды после обнаружения этого символа, на электроэнцефалограмме регистрировался
так называемый «сигнал P300». Зарегистрированный сигнал P300 демонстрировался
на электроэнцефалограмме, благодаря чему слушатели могли наглядно проследить влияние
мысли исполнителя на извлекаемую ноту или выбор музыкального инструмента. Двум
другим участникам оркестра были выданы коробки с четырьмя лампочками, загорающимися
в различной последовательности. Эти музыканты меняли тональность и громкость
извлекаемых звуков, переключая свое внимание на разные последовательности по
сигналу дирижера.
За сплетение разрозненных звуков, извлекаемых ЭЭГ-музыкантами
в единую музыкальную композицию, отвечал «эмоциональный дирижер» в шлеме
виртуальной реальности. Дирижеру демонстрировались рисунки, созданные художником
Бехдадом Резазадехом (Behdad Rezazadeh), одновременно с этим набор датчиков
регистрировал ритм сердцебиения и влажность кожи. Смена эмоционального состояния
дирижера, фиксируемая чуткими приборами, немедленно оказывала эффект на настроение
воспроизводимой мелодии.
«Ученые достаточно давно доказали тесную взаимосвязь между человеческим
разумом, мозгом и телом, - сообщает руководитель проекта Поль Версшур (Paul Verschure),
- Однако, своим выступлением мы хотели продемонстрировать, что разум и мозг способны
взаимодействовать с окружающим миром без физического «посредника».
По материалам сайта BBC News.
|