Отраслевой консорциум, включающий в себя таких крупнейших производителей браузеров, как Apple, Mozilla, Opera и Google, заявил о
согласовании первой официальной веси стандарта WebGL 1.0, который обеспечит отображение встроенной трехмерной графики на веб-страницах без использования сторонних надстроек или плагинов к браузеру.
Технология WebGL может стать одним из критических факторов
для развития современных веб-сайтов, предлагая универсальный инструмент для встраивания трехмерной графики. Если новый стандарт получит достаточное распространение и поддержку таких производителей браузеров, как Microsoft, то трехмерная графика может породить целую серию совершенно новых веб-приложений. На данный момент большинство веб-сайтов не используют трехмерную графику, поскольку боятся, что оборудование пользователей не справится с обработкой и выводом такой графики. Таким образом, стандарт WebGL открывает небывалые
возможности для графических инноваций в Интернете.
Фактически, стандарт WebGL представляет собой специальную
редакцию стандарта OpenGL для браузеров. Напомним, стандарт OpenGL (Open Graphics Library – открытая графическая библиотека) был создан компанией Silicon Graphics в 1992 г. Сегодня OpenGL-приложения можно запускать в браузере с помощью плагина от компании Unity
Technologies. Тем не менее, для доступа к трехмерной графике пользователям все же приходится загружать этот плагин отдельно, а в местах с медленным доступом в Интернет загрузка подобных дополнений может стать серьезным препятствием для распространения трехмерной графики.
С появлением официального стандарта WebGL 1.0 производители
браузеров договорились включить новый код в очередные новые версии своих браузеров. Стандарт WebGL обеспечивает работу графических функций, описанных в спецификации OpenGL ES 2.0, для веб-страниц в формате HTML5. Это значит, что уже в ближайшем будущем трехмерную графику можно будет просматривать на ПК, встраиваемой технике и мобильных устройствах.
В своем нынешнем виде технология OpenGL широко используется
в видеоиграх, а также в графическом интерфейсе операционной система Mac OS X. Компьютеры под управлением Windows тоже умеют обращаться с технологией OpenGL, хотя основным инструментом для трехмерной графики в них является технология DirectX. Стандарт WebGL расширяет сферу применения стандарта OpenGL, открывая доступ к OpenGL-функциям прямо из Javascript-сценариев. Еще одно преимущество нового стандарта – никому
из тех, кто использует WebGL, не нужно выплачивать никаких отчислений, как
часто бывает с новыми стандартами вроде DVD или Blu-Ray. Примечательно, что компания Microsoft до сих пор официально не присоединилась к развитию стандарта WebGL и ничего не заявила о его поддержке.
На данный момент в число браузеров, поддерживающих WebGL, входят Mozilla Firefox 4.0, Google Chrome 9.0, экспериментальные сборки Opera и тестовые сборки браузера Safari для платформы Apple Mac OS. Графический консорциум Khronos дополнительно ведет работу над еще одним стандартом WebCL, который поможет унифицировать использование параллельных вычислений при выполнении не-графических задач на графических процессорах.
По материалам сайтов VentureBeat
и The
Register.
|