Возможностей выхода в сеть становится все больше: можно подключиться по каналу GPRS/EDGE через сотовый телефон или с домашнего стационарного компьютера с использованием широкополосного канала. А самые продвинутые повсюду носят свой ноутбук и заходят в кинотеатры не для просмотра фильмов, а в поисках хот-спота Wi-Fi.
Правда, древнейший канал подключения к сети и теперь остается наиболее распространенным в России. Редкий пользователь интернета хоть раз в жизни не покупал карточку ROL, "Центел" или "МТУ-интел", а затем судорожно не стирал монеткой защитный слой. Тем не менее dial-up должен уйти из-за крайне низкой скорости скачивания информации, которая не превышает 7 килобайт в секунду. Мало того, качество и длительность и без того некачественной связи зависят от огромного количества факторов. Например, большую роль играет тип АТС, состояние телефонной линии, кабеля в квартире, загрузка станции в данный момент времени, скорость модема. Наконец, во время работы в сети занят телефон. Но у dial-up есть два больших плюса: дешевизна — требуется лишь купить модем (от $50) и карту доступа (от $5), а также повсеместная доступность. "Пока это самый простой, относительно недорогой, хоть и неэффективный способ выхода в интернет, — размышляет Алексей Становой, менеджер проектов US Robotics. — Рынок dial-up еще долго будет оставаться самым большим в России".
Новые технологии быстро проникают и пользуются успехом только в мегаполисах. В небольших городах древний модемный интернет до сих пор считается стандартом даже для довольно крупных компаний. "Популярность dial-up в России скорее всего связана с большой территорией страны, — говорит Эдуард Луговой, системный инженер Netgear. — Технологии, подобные Wi-Fi или 3G, ставшие привычными для жителей столицы, до отдаленных деревень доберутся лишь через несколько лет. И хоть в перспективе dial-up-доступ должен уйти в прошлое, уступив место беспроводным технологиям, произойдет это еще не скоро".
ADSL vs домовые сети. Преемницей dial-up как телефонного способа доступа в интернет стала технология ADSL (Asymmetric Digital Subscribe Line — ассиметричная цифровая абонентская линия). Принцип ее работы — расширение диапазона частот, передаваемых по телефонной линии. В результате частоты, соответствующие голосовому спектру, остаются для телефонии, а для передачи данных используется другой диапазон. То есть пользователь одновременно с работой в сети может разговаривать по телефону. Кроме того, по сравнению с dial-up в ADSL гораздо выше скорость передачи данных: до 1 мегабайта в секунду. Правда, и затраты абонента на подключение примерно в два раза больше. Проблема в слабой конкуренции и зачастую монополизации рынка. Например, в Москве его львиную долю захватил оператор "МТУ-интел", слившийся с "Комстар-ОТС" (входит в АФК "Система"), а в Петербурге — "Вэб-Плас" ("Телекоминвест"). В итоге, чтобы подключиться, например, к "МТУ-интел", пользователю придется выложить от $35 до $175 за специальный модем, еще $30 — за его настройку и потратить $50 на подключение.
Основную конкуренцию ADSL составляют Ethernet-провайдеры, больше известные как домовые сети. Это множество небольших операторов широкополосного доступа, которые охватывают от нескольких домов до целых районов. Их точное количество подсчитать никто не берется, а участники рынка говорят о более чем 700 игроках. Появившись много раньше ADSL, они захватили львиную долю рынка доступа к "быстрому" интернету. Однако теперь Ethernet-операторы постепенно вытесняются, в том числе из-за своей разобщенности. "Домовые сети не составляют серьезной конкуренции интернет-провайдерам выделенного доступа на базе xDSL технологий, — рассказывает Дмитрий Дронов, директор по развитию бизнеса "Комстар-ОТС". — Возможности домовых сетей несколько отстают от решений на базе xDSL".
Огромный плюс Ethernet-сетей — бесплатный внутренний файлообмен. Как правило, в домовых сетях хранятся гигантские массивы музыкальных файлов и фильмов. Похвастаться такими архивами ADSL-операторы пока не могут. Кроме того, при сравнимой стоимости доступа в интернет вхождение в домовую сеть обходится значительно дешевле: на компьютере должна стоять сетевая карта (от $10), а само подключение стоит около $30. Но тем не менее. "Пик популярности домовых сетей пройден, — констатирует Эдуард Луговой. — С появлением большого ассортимента различных беспроводных технологий отпала необходимость тянуть провода для получения домашнего интернета. В скором времени они станут провайдерами новых услуг, таких как доступ к музыкальным ресурсам и сетевым играм". Перспективу для домовых сетей Михаил Грачев, директор по корпоративным продажам Nortel в России, видит в консолидации и выводе на рынок новых услуг, таких так IP-телевидение, телефония и приложения на ее основе: "Крупные операторы уже начинают предоставлять такие услуги, они дешевеют и на них растет спрос. Домовым сетям необходимо двигаться в этом направлении, чтобы сохранить клиентскую базу и увеличить "падающий" ARPU".
Беспроводная свобода. Технология Wi-Fi пришла в Россию в 2004 году, но за эти два года так и не стала такой же востребованной, как на Западе. По-прежнему мало точек общественного доступа, причем большая их часть сосредоточена в двух столицах — Москве и Санкт-Петербурге. Так, по прогнозу исполнительного директора российской "Ассоциации GSM" Вячеслава Афанасьева, на конец 2005 года в России будет 680 публичных хот-спотов. Не очень много, ведь каждая Wi-Fi-точка работает на расстоянии до 100 метров, а в реальных условиях и того меньше из-за препятствий сигналу. Фактическая скорость доступа — 60-250 килобайт в секунду. Услуги Wi-Fi представляют в России несколько десятков провайдеров, в том числе "Комбеллга", "РТКомм.ру", "Комстар-ОТС", "Таском" и "Моском". "В Москве сейчас создано много "хот-спотов", но их ежедневную загрузку трудно назвать пиковой, — рассказывает Эдуард Луговой. — Если в других странах одна общественная точка доступа обслуживает до 50 пользователей в день, то в Москве это число в несколько раз меньше". Правда, опрошенные "Ф." эксперты утверждают, что повсеместное распространение Wi-Fi — дело времени. "Стоит подождать год-два, и тогда этой технологией будет пользоваться гораздо большее число людей", — прогнозирует Алексей Становой.
К наиболее активным пользователям услуг доступа по технологии Wi-Fi относятся гостиницы, бизнес-центры и рестораны. "Все дело в сильной конкуренции среди этих заведений, — размышляет Дмитрий Дронов. — Они рассматривают предоставление услуг беспроводного интернета как дополнительное преимущество в борьбе за клиента". Введение Wi-Fi для них — это имиджевый шаг. И зачастую они предоставляют беспроводной доступ в интернет бесплатно. Ставки за платный Wi-Fi в Москве составляют 120-180, а в Петербурге — 40-100 рублей за час.
Другой сегмент, активно внедряющий Wi-Fi, — корпоративные заказчики. "Для них использование беспроводных технологий является альтернативой проводной локальной сети, — рассказывает Дмитрий Дронов. Но здесь очень важен вопрос безопасности. Ведь Wi-Fi-сети менее защищены, чем проводные. И компании, которая устанавливает хот-спот, необходимо позаботиться о защите канала. Наконец, технологией Wi-Fi пользуются частные пользователи для оснащения беспроводной сетью своих квартир.
Свои надежды по повсеместному распространению беспроводного интернета эксперты связывают с Wi-max. "Это очень перспективная технология, но вместе с тем достаточно "сырая", — размышляет Эдуард Луговой. — Понадобится несколько лет, пока она пройдет все необходимые процедуры стандартизации и начнется широкая коммерческая эксплуатация". В отличие от Wi-Fi Wi-max обеспечивает радиус действия точек доступа до 30 километров, а скорость — до 10 мегабайт в секунду. Потому его появление должно решить проблему подключения к интернету жителей сельской местности, гор и отдаленных городов. При этом беспроводные Wi-технологии друг друга не "убьют", а будут использоваться наравне друг с другом: Wi-max как опорная широкополосная сеть соединит между собой стационарные точки доступа Wi-Fi, которые будут использовать посетители ресторанов, выставок и бизнес-центров для доступа в интернет. О планах создания сети Wi-Max в Москве объявила компания "Старт Телеком", которая построит ее вместе с компанией Siemens. Стоимость проекта оценивается в $10 млн, а в коммерческую эксплуатацию сеть предполагается запустить уже во втором квартале 2006 года.
Источник:
@Astera
|