Недавний отчет аналитической фирмы TeleGeography показывает,
насколько значительным стало влияние сервисов IP-телефонии на традиционный бизнес международной телефонной связи. Если раньше
трафик традиционных операторов рос на 13% в год (в пересчете на минуты), то
теперь этот прирост составляет менее трети от традиционных показателей.
Интересно, что если добавить трафик подобных интернет-сервисов, то прирост составляет ровно те же
самые 13%.
Интернет оказывает огромное влияние на множество
экономических процессов, исключая из них лишних людей и снижая неразумно
высокие цены. На этот раз пришел черед телекоммуникационных компаний, которые
зарабатывали огромные прибыли на международных звонках, пока люди стали больше
путешествовать и переезжать в новые страны на заработки. Как показало
исследование TeleGeography, общий
трафик голосовых звонков через традиционных операторов за 2011 год увеличился
до 438 млрд. минут. В то же самое время через сервис Skype проговорили
145 млрд. минут – рост составил 48%.
В абсолютном выражении прирост международного трафика в
системе Skype, по оценкам TeleGeography, составил 48 млрд. минут, причем в эту
цифру включены и звонки со Skype на Skype, и видеозвонки, которыми все чаще
пользуются пожилые люди при общении с друзьями и родственниками. Это огромная
цифра – вдвое больше, чем у всех традиционных операторов связи во всем мире.
Само собой, столь быстрый рост альтернативного бизнеса не может не пугать
операторов.
С другой стороны поминутная модель оплаты при международных
переговорах явно устарела. По мнению ряда специалистов, отказ от такой модели
для традиционных операторов является одним из немногих шансов, чтобы выдержать
конкуренцию со Skype и множеством других аналогичных сервисов. Действительно,
если считать голосовую связь лишь прикладной задачей, то Skype можно считать
лишь счастливчиком, которому удалось первым застолбить участок в самом начале
очередной «золотой лихорадки».
На фоне опасений телекоммуникационной отрасли, теряющей
колоссальные прибыли на международных звонках, стоит вспомнить, что еще в
начале 1990-х годов звонок через океан, например, стоил не менее 99 центов за
минуту. Лишь с массовым развитием IP-телефонии в середине 2000-х годов цены
начали неуклонно снижаться. С другой стороны, уже понятно, что без принятия
смелых и радикальных мер традиционная телефония просто не сможет сдерживать
натиск Интернет-сервисов.
По материалам сайта GigaOM.
|