На выставке потребительской электроники CES
2012 зрителям представили две любопытных новых технологии для организации
тактильной обратной связи с пользователем. Одна из новых технологий
предусматривает выдачу тактильных сигналов с помощью искусственного аналога
вибрирующих мускулов, а другая создает на пальцах человека различные тактильные
ощущения с помощью относительно слабого электрического поля.
Американо-немецкая компания Artificial Muscle, созданная на
базе Стэнфордского университета (шт. Калифорния, США) с участием немецкого
химического гиганта Bayer AG, представила технологию так называемых «искусственных
движителей» под маркой Vivitouch. Как
описывают свою технологию авторы, специальные волокна при подаче на них
электрического тока начинают сокращаться и расслабляться с точно контролируемой
частотой. Такой точный контроль частоты выгодно отличает технологию Vivitouch от традиционных
вибромоторов, которые представляют собой всего-лишь небольшой электромотор с
грузиком, закрепленным на оси. Если вибромотор имеет задержку по запуску и
остановке, а также способен выдавать лишь узкий диапазон вибраций, то волокна Vivitouch, как заверяют разработчики, могут имитировать самые
разные тактильные ощущения – от запуска двигателя на мотоцикле до выстрела из
дробовика.
Представители компании Artificial Muscle показали на своем
стенде аппарат iPhone, дополненный волокнами Vivitouch – на аппарате была
запущена несложная игра с перекатыванием шаров при помощи грависенсора. При
демонстрации пластиковые «мышцы» давали игрокам не только почувствовать, как
шарик ударяется о стенки лабиринта, но и еле ощутимую вибрацию при свободном
качении шарика по поверхности. При наборе текста аппарат подтверждал вибрацией
нажатия по виртуальным клавишам, как физическая клавиатура. Сейчас технология
Vivitouch уже используется в серийных чехлах Mophie Pulse для аппаратов iPod
Touch – эти чехлы призваны сделать игры более реалистичными. В ближайшем
будущем планируется выпуск нескольких смартфонов, использующих эту технологию,
но разработчики пока не называют конкретные сроки, цены и устройства.
Кроме вибрации, был показан подход к имитации тактильных
ощущений с помощью электрического поля. Финская компания Senseg показала, как
несильное электрическое поле (не вызывающее вреда для здоровья) подается через
экран и создает механическое сопротивление при движении пальцев по экрану. В
результате гладкий и блестящий экран ощущается пальцем, как грубая шероховатая
поверхность. Представители Senseg заявляют, что с помощью их технологии можно
имитировать огромный диапазон эффектов. В частности, технология Senseg
позволяет «почувствовать» полосу прокрутки или границы изображения. Касание
пальцем каждого символа в текстовом сообщении можно сопровождать легким
толчком, чтобы было легче выделять фрагменты текста. В популярной игре про злых
птиц также можно буквально «почувствовать» натяжение катапульты, отправляющей
очередную птицу на сооружения противника.
Примечательно, что технология Senseg практически готова к
внедрению в серийных планшетных ПК, поскольку предусматривает установку всего
одной микросхемы и дополнительного покрытия экрана. Представители Senseg сообщили, что уже ведут
переговоры с рядом производителей, однако пока не готовы назвать цену и сроки
выпуска продуктов с использованием своей технологии.
По материалам сайтов PhysORG и TechLand.
|