Эксперты в области информационной безопасности советуют
пользователям соблюдать осторожность при сканировании QR-кодов. Одно
неосторожное движение смартфоном может обойтись вам «в копеечку» или даже стать
причиной утечки персональных данных.
Сотрудники Лаборатории Касперского, известного отечественного
производителя средств информационной безопасности, сообщают о первом в истории
случае фальсификации QR-кодов, зарегистрированном на прошлой неделе в России. Жертвами
злоумышленников стали пользователи, загрузившие на свои смартфоны Android фальшивое
приложение Jimm. В действительности же, главной функцией программы являлась
отправка СМС-сообщений на короткие телефонные номера. Как объясняет сотрудник
Лаборатории Касперского Тим Армстронг (Tim Armstrong), при отправке текстового
сообщения на определенный четырех или пятизначный номер со счета ничего не
подозревающего абонента списывалась определенная и, чаще всего, приличная сумма.
Эксперты предупреждают, что кибермошенники могут обзавестись
глобальными платными номерами, и тогда в их сети попадут жителей и других стран
мира. Инфицированные QR-коды также могут использоваться в разнообразных
«фишерских» схемах. Роберт Сицилиано (Robert Siciliano), аналитик
Интернет-угроз из компании McAfee, назвал вредоносные QR-коды новым явлением в
сфере киберпреступности, методики эффективной борьбы с которым пока не
выработаны.
Впрочем, оба эксперта уверены, что на данный момент
владельцам мобильников не стоит впадать в панику. По словам Тима Армстронга,
между сканированием штрих-кода и запуском приложения существует промежуточный
этап, на котором пользователь вполне может понять, что его пытаются обмануть.
«Представьте себе, что вы запускаете игру на мобильнике и вас просят отправить
СМС на незнакомый номер. Наверняка вы заподозрите что-то неладное», - поясняет
сотрудник Kaspersky Lab. Впрочем, Роберт Сицилиано
считает, что некоторые меры предосторожности не будут лишними и советует
сканировать QR-коды только при полном доверии к источнику.
QR-коды на данный момент широко распространены в Азии и
Европе, однако многие крупные американские рекламодатели, среди которых
компании Taco Bell и Calvin Klein, охотно используют инновационную технологию. Небольшие
квадратики, содержащие разнообразную информацию, сегодня можно увидеть не
только на страницах веб-сайтов и бумажных периодических изданий, но даже на
крышах домов и надгробных плитах.
По материалам сайта Mashable.
|