Американские ученые опубликовали еще одно любопытное
исследование, которое касается роли разговоров в машине для безопасности
дорожного движения. В ходе проведенных испытаний на имитационной модели
дорожного движения для полицейских выяснилось, что разговор по мобильному
телефону примерно вдвое снижает точность вождения, а разговор с пассажиром
наоборот - делает вождение более корректным по сравнению с ситуациями, когда
водитель вообще ни с кем не разговаривает.
Для своего исследования профессор психологии Фрэнк Дрюс (Frank
Drews) из университета штата Юта, США, взял симулятор автомобиля PatrolSlim – он
имитирует езду на полицейской модели Ford Crown Victoria с автоматической
коробкой передач. В качестве испытуемых выступили 82 добровольца разных полов.
Среди добровольцев случайным образом выбирались пары «водителей» и
«пассажиров». Каждая выбранная команда прошла стандартный тест, который
заключается в том, чтобы проехать по многополосной магистрали, вовремя среагировать
на дорожные знаки и вовремя свернуть на предложенную в начале теста дорогу. По
дороге к пункту назначения водитель должен был вести разговор на тему,
требующую высокой сосредоточенности – обсуждались ситуации, связанные с угрозой
для жизни.
Оказалось, что присутствие пассажира в машине повышает
качество вождения. Понять причину такого полезного воздействия пассажира помог
анализ видеозаписи, сделанной в ходе тестов. Дело в том, что присутствующий в
машине пассажир может видеть ситуацию на дороге – это помогает ему менять темп
разговора, обращать внимание водителя на различные знаки, соседние машины и
другие факторы. Когда ситуация на дороге становится сложной, пассажир начинает
говорить быстрее, используя короткие и простые фразы – это тоже помогает
водителю сосредоточиться.
В отличие от пассажира в машине, собеседник, говорящий с
водителем по телефону, не видит текущую дорожную ситуацию и поэтому не может
помочь водителю реагировать на изменения. Более того, неизменный темп беседы с
невидимым собеседником запутывает водителя – собеседник водителя не может
понять озабоченность водителя, а водитель не может настроиться на новый темп
реакций. В результате качество и точность вождения снижаются, водитель
пропускает нужные повороты, а затем вынужден делать рискованные маневры, чтобы
исправить допущенные ошибки.
Из этого исследования, несмотря на его скромные масштабы,
можно сделать один полезный вывод – ехать вдвоем и веселее, и безопасней, а
сотовый лучше отдать тому, кто не за рулем, потому что даже специальные
устройства, освобождающие руки водителя, не могут нейтрализовать весь риск
разговора с невидимым собеседником на серьезные темы. Полный текст работы
профессора Дрюса, опубликованной в декабрьском номере журнала «Journal of
Experimental Psychology: Applied», можно прочитать на сайте Американской
психологической ассоциации, пишет arstechnica.com.
|